№28
5.03.2011

ЕСТЬ ТАКАЯ ИГРА —
НАСТОЛЬНЫЙ ХОККЕЙ

Аналитика

После этапа ОЧР в Петербурге Марк Городницкий высказал на российской Гостевой пожелание создать Совет РФНХ. В разделе «Аналитика» я попытался выяснить мнение ведущих российских игроков к этому вопросу. Плюсы и минусы этого органа власти. Кто и как должен его выбирать?

Многих игроков устраивает существующее положение вещей, и они отказались даже рассуждать о вероятности существования Совета РФНХ. Как, например Александр Озеров: «Сейчас я не вижу в этом никакого смысла».

Предлагаю вашему вниманию мнения тех, кто всё-таки высказал свою точку зрения.

Виталий Бутов: Думаю, что совет РФНХ нужен, как руководящий и направляющий орган. Избираться он должен общим голосованием сообщества нахоккеров, однако желательно это должны быть игроки, входящие в 60 лучших в России. Идея в том, что это как бы основной костяк активных участников большинства турниров РФНХ, им виднее, чем скажем игроку принявшему участие в двух турнирах РФНХ за сезон.
В состав Совета РФНХ должны войти представители только тех региональных федераций, в которых реально проводятся локальные турниры и которые могут принимать этапы ОЧР (Москва, СПб, Уфа, Череповец, Курск и т.д.) Что попусту выбирать людей оттуда, где собственно нет возможности вообще работать в этом направлении.
Состав должен быть не более 10 человек: по 3 из Москвы и СПб, по одному из регионов. Они выбирают Президента, у которого при голосовании 1 голос идёт за 2. Навскидку я это так вижу…

Сергей Шикерин: Сложный вопрос. Вообще я стараюсь не умничать на такие темы. Совет мне кажется нужен, причем я бы отдал ему вопросы не только спорные игровые вопросы, но и вопросы координации развития в регионах и выработку каких-то совместных стратегических моментов. Как к этим «моментам» будет прислушиваться руководство, надо бы прописывать, но учитывать в работе точно должно. Только тогда в Совете будет смысл. И перед началом сезона, и после каждого этапа возникают «скользкие» вопросы, которые бурно обсуждаются на «гостевых» разного уровня. По идее, глас игроков должен быть отражен в некоей «Рекомендации», тогда больше шансов ему не остаться в виде «бла-бла». А чтобы это было действительно общее мнение большинства игроков, в Совет должны входить «авторитетные лидеры» основных центров развития. Игроки конкретного региона имеют право выставить одну кандидатуру для «трансляции» своего мнения или защиты своих интересов …. и вот в этом случае, мы можем не изобретать велик, т.к. почти в каждом виде спорта существуют профсоюзы. Можно пойти по этому пути, т.к. основная масса «скользких» вопросов касается конкретно взятого игрока или команды игроков. Остается изучить схему работы профсоюзов в других видах спорта и «подстроить» под нас.

Василий Лазарев: я не считаю, что Совет должен формироваться по географическому принципу, или от Федераций. В Совете должны быть те, кто хочет и может что-то делать на благо нх. В Совете должно быть максимум 12 человек ( как в Политбюро СССР, Совете Счетной палаты РФ, по Библии 12 апостолов , 12 созвездий …), Президент РФНХ в Совет не входит. Совет занимается законодательной деятельностью по всем вопросам нх, Президент должен подписать их решения … если не подписывает, то надо искать компромисс …и так Президент подписывает и работает в рамках этих решений.
Совет избирается каждый год перед сезоном, т.е где-то в августе-сентябре. На сайте делается «голосовалка» и 12 желающих работать в Совете, с лучшим рейтингом, проходят.

Пётр Можаев: Отношусь положительно — можно сказать, я за Совет с самого ухода Марголиса. Плюсы очевидны: любой вопрос решается совместно, и, как правило — методом консенсуса. Соответственно, лучше учитывается общественное мнение, меньше проблем с легитимностью и справедливостью принимаемых решений. Проблемы с Советом тоже известные: при «коллегиальной ответственности» реально никто ни за что не отвечает. Поэтому при создании Совета необходимо строго разделить полномочия Совета и полномочия «исполнительной власти» — президента и других назначенных Советом лиц.
Как все это организовать? Достаточно просто. Совет является просто собранием представителей региональных организаций — этакий «парламент». Сейчас в РФ есть региональные организации в Питере, Волгограде, Краснодаре, Курске, Москве — и, кажется, еще в Уфе и Нижнем. Вот эти региональные, официально зарегистрированные, общественные организации и должны делегировать по одному представителю в Совет. Если в регионе есть действующая организация, но она не имеет официальной регистрации — как в Ростове-на-Дону, к примеру — такая организация делегирует своего представителя в Совет с совещательным голосом. Некоторые проблемы могут возникнуть в Москве (где есть РФНХ Титова и МФНХ Марголиса) и в Питере (где имеется загадочная организация ФНХ СЗ). Но, ИМХО, эти вопросы решаемы при минимальной заинтересованности сторон в компромиссе. Важно, чтобы все организации, представленные в Совете, имели равный статус — чтобы не возникало предложений «а нам дайте два голоса при голосовании».
Функции Совета? прежде всего контрольные. Совет утверждает бюджет всероссийской федерации (сознательно ухожу от сокращения РФНХ), назначает «исполнительную власть», заслушивает исполнительные структуры по итогам года, имеет законодательные функции (поправки к правилам, регламентам, Уставу федерации, и т.п.). Исполнительные функции Совет делегирует, сроком на год, своим представителям (которые, вообще говоря, могут не быть членами Совета). Эти «исполнители» могут быть разнообразными: директор по проведению соревнований, капитан сборной, представитель в СМИ и т.п. В рамках их полномочий (которые утверждаются Советом) и выделенной им доли бюджета они имеют всю полноту власти, включая право подписи и право представления всероссийской федерации. В случае чрезвычайных обстоятельств их полномочия могут быть прекращены Советом (конституционным большинством, видимо — 66.7% плюс один голос). Если какие-то функции исполнительной власти не охвачены выделенными представителями, то эти функции исполняет президент (председатель) Совета. К нему же переходят функции отстраненных представителей исполнительной власти, до конца года (до бюджетного собрания).
Президент (или председатель — это просто разные переводы одного и того же слова) выбирается исключительно из членов Совета простым большинством голосов. Его основная функция — организация деятельности Совета, то есть повестки, организация встреч и интернет-конференций, отчетные и бюджетные собрания. Однако если по какому-то вопросу Советом не назначен представитель, то функции этого представителя ложатся на президента.
В идеале Совет собирается лично два раза в году (на отчётное и на бюджетное собрания), плюс по мере необходимости организуются интернет-конференции с голосованием членов Совета по текущим вопросам.
Вся эта красивая картина будет, однако, работать только при условии благожелательного отношения друг к другу и разумных компромиссах. Запросто могу себе представить, как размолвка внутри Совета приводит к громкому «выходу» кого-то из состава Совета и развалу всей системы. Поэтому, ИМХО, всё расписанное будет нормально работать только если люди будут жестко связаны рамками Устава (Конституции) всероссийской федерации НХ — если просто нельзя будет хлопнуть дверью, не потеряв при этом своего места в системе российского НХ. Поэтому, пока нет зарегистрированной и официально утвержденной всероссийской общественной организации «федерация НХ», все эти создаваемые на общественных началах Советы обречены на скандалы и распад.
А вот в официальной всероссийской федерации НХ я бы очень хотел видеть в качестве верховного органа именно Совет. С минимальными исполнительными функциями.
Ещё раз повторю: пока в РФ нет официально зарегистрированной и действующей всероссийской федерации НХ, введение Совета — просто увеличение количества скандалов. Причём если сейчас скандалы заканчиваются, по большому счету, ничем (потому что спорящие стороны практически никак друг от друга не зависят), то после введения Совета любой скандал будет приобретать куда больший размах и последствия.

Дмитрий Белавин: Марк Городницкий, и не только он, высказывал уже такую идею и далеко не после этого этапа ОЧР.
Но, на мой взгляд, всякие рассуждения на эту тему сегодня бесперспективны. Для мирной реализации этой идеи необходимо согласие на то того, от кого сейчас зависит принятие решения на такую реализацию. Т.е. от Титова. А его отношение к Советам и к советам не допускают даже мысли о возможности такого развития событий.
Короче, есть у нас в стране различные частные лавочки, различные ФНХ. РФНХ и сегодня, в принципе, ничем не отличается от всех этих ФНХ. Но, если частная лавочка Марголиса ещё имела право на свою исключительность, то с какого такого обоснования частная лавочка Титова имеет ту же исключительность совершенно непонятно.
Федерация российская подразумевает влияние на всех российских игроков и другие частные федерации. Скоробогатов или Воск, или Айрат, Сушинин, Зоркий, Василий и кто угодно другой, называя свои организации какими угодно федерациями, могут в меру своих материальных возможностей проводить любые свои частные турниры, по любым своим регламентам и интересам. Здесь всё влияние на игроков сводится лишь к предоставлению им возможности поиграть в организованный НХ. И Титов мог создать себе такую же федерацию и проводить свой частный чемпионат по своим частным правилам. Но единолично решать вопросы проведения чемпионата России, на котором происходит отбор в сборные страны, имел право только Марголис. Сейчас, когда Марголис уже не РФНХ, принципиальные вопросы организации российской, т.е. объединяющей, главенствующей федерации должны решаться коллегиально. И если Титов этого не поймёт и не признает, то нас могут ожидать достаточно серьёзные, параллельные процессы. А вот о том, будет это хорошо или плохо, я пока не думал:)

Дмитрий Петров: Совет РФНХ? Сейчас не нужен. Изменится ситуация, может и понадобится. Настольно-хоккейный мир очень маленький, каждый боец на счету. А способных что-то привнести в общее дело ещё меньше, единицы. Убери Марка Городницкого из настольного хоккея, и нынешний Совет резко поблекнет. Навяжи Титову Совет, и  активность Алексея упадёт до нуля. Сторонники Совета недовольны нынешним положением дел, но при этом не особенно утруждают себя просчитыванием вариантов на пару шагов вперёд. Во всяком случае они их не готовы вразумительно, и убедительно донести. Я лично не доверяю такому подходу. Так делают, когда рассказать нечего, или когда хотят что-то скрыть.
Если есть  идеи, есть активисты, гораздо эффективнее отстроить свой оазис. Тогда и уговаривать никого не надо. Туда будут просится. Или звать на выручку: «Принесите нам глоток свежего Совета. Мы устали от гнёта Тирана.» Но такой сценарий маловероятен, потому что успехов много и там, и там, и в Питере, и у Титова. А значит на данный момент правильнее действовать порознь, не раздражая друг друга. Примерно так, как Скоробогатов СтиГазету пишет. Для его продукта всё равно, Совет кругом, или единоначалие. Кому-то для плодотворной работы нужны инструкции сверху, а кому-то ощущение независимости. По большому счёту нам с вами что нужно? Больше настольного хоккея. И сейчас хоккея будет больше, если в Питере будет Совет, а в РФНХ его не будет. А, например, чтобы в Курске настольного хоккея стало больше, понадобилось, чтобы появился Титов. Они же уже стучались несколько лет назад, но было не до них. Люди замкнулись, и продолжали вариться внутри. Это не в укор Михаилу сказано, это происходило перед очередным турниром-шедевром, когда Марголис реально сжигал себя, это плюс Алексею.
На этом, пожалуй, закончу. Можно было бы поглубже покопаться, и порассуждать — а, что бы  было, если бы настал Совет — но смысла не вижу. Это интереснее сторонникам Совета. Придёт время, правильнее будет подумать о вариантах взаимовыгодного сотрудничества.

В свою очередь я склоняюсь к идеям, высказанным Самсоновым и Окуневым.

Валерий Самсонов: Обсуждение- вещь хорошая! Но у нас так повелось — что трындеть могут многие! А как речь доходит до реальных действий, то все в тину! Публично обсуждать можно и считать это как за один голос — как в «Спорт Экспрессе» — опрос читателей! А в итоге принимать решение должен актив — 2-3 человека!

Александр Окунев: Совет РФНХ? Это невозможно. Поясню свою позицию. Раньше РФНХ — это был проект Марголиса. Также как ФНХ СПб — это был проект Скоробогатова. ЧСЗ — проект Лазарева. Сейчас ФНХ СПб — проект Городницкого, а РФНХ — проект Титова. Помощники, да, нужны, а совет в личных проектах — это помеха.

В то время, когда я соглашался на создание Совета ФНХ СПб, я видел, конечно, разные изменения, которые повлечёт за собой «коллективный разум». У всех нас разные взгляды, и каждый считает, что его мнение – идеальное. Конечно, происходят жаркие споры, какие-то проекты так и вязнут, не встретив общей поддержки. Но то, что финансирование предложенное Марком Городницким, позволило поднять проведение турниров по настольному хоккею на новый качественный уровень – это большой плюс. Я попытался выяснить у самого Марка: каким он видит Совет РФНХ?

Марк Городницкий: «Я жду от Совета цивилизованного решения насущных вопросов. А сейчас всё происходит так, как хочет Титов.
Состав Совета небольшой — 4-5 человек.  Кроме самого Титова ещё по представителю Москвы,  Питера и регионов.
Вопросы такие:
— сетка сезона. Кол-во и регламент этапов ОЧР и ОКР
— принципы формирования сборных
— регламент КЧР. кол-во заявленных и возможность замен, например.
— условия проведения турниров 4-й категории.
— распределение бюджета «Спортмастера»
— популяризация НХ и подготовка юных игроков.
— организация поездки сборной на ЧЕ/ЧМ.
— поиски новых спонсоров
— сроки полномочий Президента
и т.д.

И я, кстати, не настаиваю на своей кандидатуре в Совете РФНХ. Также считаю, что Титов очень много делает полезного. Особенно по сравнению с Президентом ИТХФ )). Но по некоторым вопросам он «непробиваем», как Марголис в своё время.
Просто представьте, что будет, если «Спортмастер» откажется от спонсорства…».

На этот перечень я ответил Марку, что многое и так делается Алексеем. На что Марк ответил:

«Конечно, делается! Иначе его давно нужно было бы гнать). Только делается так, как хочется ему. Наверное, большинство игроков это устраивает. Но особого движения вперёд в Москве и регионах нет. Москва в застое, а у регионов только всплески. Кто слышал про Уфу после этапа Кубка? Краснодар пошёл вниз, волжане с хлеба на квас перебиваются. Только Курск начал нос поднимать, но посмотрим, что выйдет. Зато Череповец теряет позиции.
Честно говоря, и в Питере можно было бы сделать больше. Но мы по-любому движемся))»

 

Вот такие мысли высказали наши игроки. Как в своё время высказался одессит Алексей Ведерников: «Всё опять решают баблосы». Если Совет будет помогать регионам только советами, то ничего не изменится. А если и на Москву недостаточно денег выделяет «Спортмастер», то о каких регионах может идти речь. Главное всё-таки: Чемпионат России и сборная.

Виталий Скоробогатов