Аналитика
В сегодняшнем номере мы продолжим разговор о стилях игры. Слово главному аналитику – Алексею Титову.
Титов: Стилей много, особенно, если начинать им давать определения.
Конечно, можно разделить игру на быструю, среднюю и медленную по темпу, затем на продуманную и «бей-беги», на аккуратную и бесшабашную, далее на жесткую и мягкую, суетную и степенную. Критериев можно придумать массу.
Но самое просто разделение — это все же по нескольким основным признакам: темп, наличие какой-то тактики и стратегии (продуманность игры) и «степень жесткости».
Плюсы и минусы всех стилей очевидны. Стоит взглянуть на результат и все сразу станет понятно. Однако, есть исключения. Тот же Милорадов. Ну не может он играть медленно, обдуманно, не может играть по счету. Это ему только мешает. Его сила в темпе и скорости. Вот его стиль игры я бы назвал «ураганным».
Обдуманный и размеренный вариант игры с четкм исполнением элементов я бы назвал «школьным». Не в смысле дестким, или зачаточным в своем равзитии, а просто потому, что так правильно играть, что называется «по школе». Эталоном школы является Нуттунен, Цайцс, Галузо, и сейчас уже Дмитриченко. При этом все лидеры, исходя из своего владения «инструментом» в состоянии выходить за рамки школы и могут позволить, и позволяют, себе фантазировать, удивлять, вносить что-то новое в нх, какие-то фишки, интересные новые комбинации, удары. Так что не надо заблуждаться, что «по школе» — это значит однообразно по схеме.
А вообще, это конечно тема не для блиц-опроса, и не на два абзаца. Чтобы развернуто ответить на вопрос о стилях в настольном хоккее и вариантах их использования, применения, нужно садиться и долго и много думать, а потом не меньше записывать…
В марте 2001 года, как наверное помнит Виталий Скоробогатови и Игорь Маслобоев, мы впервые приняли участие в турнире по «СТИГе». Так что совсем скоро можно будет сесть и написать какой-нибудь серьезный аналитический труд с заголовком на титульной странице «10 лет в настольном хоккее»
За эти 10 лет я видел много разных стилей и людей их исповедующих. И скажу так: стиль игры в нх — это продолжение характера человека. Если человек спокойный и уравновешенный, он будет играть грамотно, «по школе». Если человек импульсивный, взрывной, то его очень тяжело уместить в эти рамки.
На последнюю часть вопроса относительно того, какой стиль ближе мне, думаю, каждый из тех, кто меня знает, сможет, наверное, ответить сам.
Дмитрий Белавин: «Вообще, самое интересно, что стилей в НХ, на мой взгляд, всего два. Первый, это тренировочный, игровой, для души. Второй, это турнирный, спортивный, для достижения поставленных соревновательных целей.
Играя для души, собственно в саму игру, можно пытаться реализовать все свои игровые фантазии. В рамках, конечно, своих умений, технической оснащённости и совершенства. Этот стиль допускает эксперименты в игре, применение рискованных элементов и приёмов. Оборона в этом случае менее агрессивна, менее напряжённа, позволяет сопернику проводить больше различных атакующих действий. Такие игры разнообразны, интересны и более смотрибельны. Такой стиль позволяет обоим соперникам и зрителям получить большее наслаждение игрой, её разнообразием и красотой различных комбинаций.
Спортивный стиль, игра для достижения результата, на порядок более прагматичен. Это максимальное упрощение игры для сведения к минимуму всех возможных рисков. Оборона более агрессивна с максимальной концентрацией внимания. Гланая задача максимально помешать сопернику качественно выполнить атакующую комбинацию. В атаке исключаются или максимально ограничиваются все ненадёжные или неотработанные элементы. Использование сложных комбинаций, комбинаций на «красоту», практически сводятся к нулю. Зрелищность и привлекательность игр в таком стиле заключена исключительно в напряжённости самого момента относительно исхода противостояния соперников.
Надо сказать, что практически все мастера НХ владеют обоими стилями игры. И практически все в зависимости от ситуации и необходимости могут играть в любом стиле. Самое главное здесь не путать момент, когда можно играть для души, «на публику», а когда необходимо играть на результат. Кто очень точно нашёл в себе этот баланс, тот имеет и результат и признание всех своих умений.»
Николай Крохмаль: Стили: атакующий, от обороны, силовой, быстрый, медленный, техничный и никакой. Могу ошибиться, так как не часто играю с российскими игроками.
К атакующему можно отнести Косырева, Скоробогатова, Озерова.
От обороны Егоров, Кушнир Ю, Владимиров.
К силовому 90 процентов одесситов.
Быстрый, Чабан И, Даценко, Милорадов.
Медленный, не могу вспомнить ярких.
Техничный Захаровы, Титов, Дмитриченко, Кудрицкий, Галузо.
Никакой стиль, у многих, но его же можно назвать индивидуальным.
Мне ближе атакующий и силовой.
Александр Косырев: Стилей много существует, вернее — стилистических особенностей. Подробно и доходчиво об этом рассказано в учебнике Можаева. Выделю два основных направления: «злободрый» хоккей и «говнохоккей». В первый играют еденицы. Их спортивные результаты достаточно унылы. Лидер (бывший) — Валлен. Отовсюду разными способами забивал и давал результат. Даже стал чемпионом мира! Сейчас те немногие, кто пытается играть в»злободрый» хоккей, не в состоянии бороться за титулы. Не хватает надроченности и нацеленности на результат. Исполнять элементы, от которых почти невозможно защититься, с ходу и на высокой скорости очень сложно. Гораздо проще разучить несколько пунктов, гарантирующих в нашей вялой среде рост даже для достаточно копыторуких: 1. Аккуратный выход из зоны. 2. Два-три броска в ближний угол с целью «прижимания» защитника к воротам. 3. Выброс на центрального. 4. Реализация элемента от которого почти нет защиты ( только вратарь слегка сопротивляется). Будущее несомненно за «злободрой» игрой, если НХ будет как-то развиваться. Сегодня же надёжно исполнить атаку с ходу могут еденицы. Самый перспективный — Павел Городницкий. Остальные немногочисленные скоростные игроки либо староваты (Петерссон, Фридель, Скоробогатов, Марголис, Косырев…) , либо простоваты … (в этой группе много латышей и чехов, ну и из наших кое-кто) — тупо фигачат куда-попало из привычных мест, либо, обладающие хорошими данными, но временно не понимающие, что именно за такой игрой будущее (Цайцс, Силис, Галузо, Левданский). Самый злой игрок, способный в любой момент точно отправить шайбу в ворота из любого положения без подготовки, из тех, кого я видел — Хайдар Миров из Казани. Задатки сумасшедшие, но развивать их некому, а ему некогда. 🙁 Нуттунен, Лампи, Остерман, Тмей и прочие лидеры мирового «говнохоккея», являются типичными «надрочами» с улучшенным пониманием игры, что на сегодня и обеспечивает им успех.
Михаил Сапожников: В таком формате сложно ответить на подобные вопросы. Можно целые труды писать на эту тему. У Петра Можаева есть такие наработки.
Если коротко, мне ближе стиль при котором игрок способен забить в ту «дырку» которую видит или создает своими действиями, «раскачивая» оборону соперника. Желательно, при этом, обладать достаточно широким набором технических действий, не ограничивая себя в выборе нужного элемента.
С огромным уважением отношусь к игрокам — новаторам, применяющим оригинальные, сложные элементы даже в самых важных и ответственных играх. Они двигают игру вперед. Сейчас таких мастеров много. Они представляют разные страны. Они, в основном, молоды. И это здорово!)
Ну, раз Александр и Михаил проанонсировали статью Петра Можаева, то ей мы и закончим обсуждение стилей. Пётр, как всегда, досконально изучил предмет.
Статья Можаева
Стили игры
Разумеется, стилей игры столько же, сколько мастеров. Каждый уникален, у каждого свои любимые приемы и привычные способы их подготовки. Вместе с тем, можно выделить несколько «мэйн-стримов», основных направлений, в которых развиваются самые разные игроки — и, как следствие, демонстрируют в игре схожие замашки.
Наверное, наиболее часто встречающимся «стилем» игры является техничный. Игроки этого стиля заучивают до автоматизма, до блеска, до молниеносной скорости выполнения ряд приемов, и постепенно пополняют свой «арсенал». Их козырь — точность выполнения приема, частенько доведенная до «абсолюта» — шайба влетает в такие «дырочки», в которые ее трудно протолкнуть рукой 🙂
Недостатков у этого стиля море: главное знать, чего ждать. Соперник довел до совершенства прием? да, но это лишь один прием, причем обычно — выполняемый по одной-единственной траектории. Вариативности никакой, после одной-двух попыток перекрываем траекторию движения шайбы защитником или вратарем, и этот прием из арсенала соперника исключен. Таким образом, ключом к игре с «технарями» является адаптивная защита.
Доведение «до блеска» занимает много времени, и потому у вашего оппонента просто не может быть большого количества приемов. Их не может быть много еще и потому, что, осваивая очередной прием, он слегка меняет постановку рук, что нарушает координацию движений при исполнении ранее выученных приемов — как следствие, новая техника портит предыдущую. «Поднять» обратно попорченные приемы тоже требует времени…
Небольшое количество приемов можно просто запомнить, если вы часто встречаетесь с «технарем» на турнирах. Или, в серии плэй-офф, потратить одну-две игры на изучение характерных приемов соперника. В целом, техничный стиль — тупиковый вариант, хотя многие топовые игроки поднимались до вершин именно этим путем 🙂
Значительно опаснее спортивный стиль игры: в нем игра строится на опережении соперника. Каждый человек имеет определенное время реакции, и за это время вполне можно успеть обвести фигуру и сделать передачу или забить гол. На тренировках «спортсмен» тратит больше времени на отработку скорости движения фигуры, особенно в начальный период движения; мудрые спортсмены занимаются еще и отработкой автоматической реакции на движения соперника.
Отличительным признаком «спортсмена» является начало комбинации: он исполняет его из того места, куда пришла шайба (в отличие от «технаря», который долго «тащит» шайбу в ту точку, откуда он привык исполнять приемы), причем «без замаха» — без лишних движений руки или корпуса, которые демаскируют начало исполнения приема игроками других стилей. В обороне «спортсмен» часто действует рефлекторно, иногда его движения настолько быстры, что опережают действия атакующего: защитник перестраивается в блокирующую позицию еще до того, как атакующий начал объездное движение нападающего.
«Недостатком» спортивного стиля можно считать некоторую нехватку точности, и заметное пренебрежение интеллектуальной составляющей игры. «Спортсменов» легко спровоцировать на выполнение определенных приемов (особенно, если знать, что этот прием входит в список «любимых» приемов этого игрока); да и точность завершения атак у «спортсменов», как правило, ниже, чем у «технарей». Правильной формой защиты является провокативная, которая в последний момент перестраивается в пассивную «коробочку». Действуя таким образом, вы создадите максимум проблем игроку спортивного стиля.
По мере совершенствования техники «спортсмен» постепенно приближается к «технарю», равно как «технарь» по мере изучения новых приемов все лучше владеет фигурами и сближается со «спортсменом» в скорости исполнения элементов. Большинство топовых игроков нельзя отнести к чисто спортивному или чисто техничному стилям: они объединяют качества этих стилей, обычно — лучшие их черты. Думаю, не надо объяснять, почему «спортсмены», для которых важнее контроль шайбы, быстрее поднимаются на топовый уровень, чем «технари», для которых важнее «результат» исполнения приема.
Помимо основных двух стилей есть несколько побочных.
Скоростной стиль является доведенным до предела (а иногда и до абсурда) спортивным стилем. Лозунг игрока этого стиля: «Я буду швырять шайбу по поляне так быстро, что ты потеряешь ее из виду». Действительно, иногда перемещение шайбы от фигуры к фигуре, заданное таким игроком, бывает настолько быстрым, что за ней трудно уследить. Начинающий игрок теряется, не успевает адекватно перемещать фигуры, иногда в спешке даже теряет штыри — и получает шайбу в полностью открытые ворота.
Красиво? возможно. Однако надо понимать, что скорость перемещения шайбы очень сильно ухудшает точность бросков атакующего, и чем скорость больше, тем сильнее падает точность. Даже больше того: точность падает быстрее, чем растет скорость. Поэтому правильным рецептом борьбы со скоростным игроком является заурядная пассивная защита. Не торопимся, не пытаемся перехватывать шайбу — спокойно перемещаем на небольшое расстояние вратаря и защитников, все время поддерживая ворота в максимально закрытом состоянии… и ждем. Рано или поздно шайба уйдет от атакующих фигур, и мы получим шанс на контратаку.
При игре со скоростным игроком очень важно не сбиться на его темп. Получили шайбу? придержите ее, не торопитесь переходить в атаку. В атаке выполните несколько «ложных» атак, после которых шайба заведомо вернется к вашим фигурам. Заставьте соперника обороняться, скоростные игроки очень это не любят. Их сила — контроль шайбы, а не кропотливая работа в обороне с максимумом концентрации.
Предельным случаем скоростного стиля является «запуск» шайбы по площадке в случайном направлении с максимальной скоростью, так, чтобы она несколько раз отразилась от бортов, и попытки забить ее прямым ударом, когда она пролетает мимо центра или защитника. Этот вариант смыкается с силовым стилем настольного хоккея.
Силовой стиль в настольном хоккее — примерно то же, что «дворовый» футбол для большого футбола. В квартирных баталиях начинающие игроки быстро находят такие положения вратаря, при которых шайбу невозможно забить прямым броском; преодолеть «защитный тупик» можно с помошью финтов и комбинаций, но их сложно изобрести самому, никогда не видев игры мастеров. Поэтому остаются броски и удары с максимальной силой, в надежде на взлет шайбы в верхний угол, на «проминание» вратаря, или на удачный отскок.
Силовые элементы «дворового» уровня — это, обычно, сильно направленная вдоль линии ворот шайба, которая может «взлететь» в ближнюю девятку или, удачно ударившись о защитника, вратаря, или центрфорварда, отскочить в ворота. Другие силовые приемы — это очень сильные удары центра и защитников по пролетающей мимо или остановившейся на дорожке фигуры шайбе. Как правило, «силовик» не целится бьющей фигурой, рассчитывая скорее на то, что шайба «пробьет» вратаря, чем на то, что она попадет в незакрытую вратарем часть ворот. Однако надо иметь в виду, что целиться, на самом деле, можно, и это не так сложно, как кажется; играющий в силовом стиле может оказаться очень серьезным соперником и для «технарей», и для «спортсменов», если он озаботиться изучить правильные способы бить корпусом фигуры по шайбе. Да и силовые броски крайних могут быть опасны, если соперник применяет неверные формы защиты.
Против «силового» игрока важно правильно располагать вратаря — «спиной», а не клюшкой в ближнем углу ворот. Только так можно надежно защитить ворота от силового броска в ближний угол. При пассивной форме обороны защитник должен строго перекрывать основанием прямой путь шайбы в ворота: ни клюшка, ни даже свободная нога фигуры не защитят ворота от правильно выполненного силового броска. Опасайтесь бросков «сзади» ворот, из-за линии ворот: сильно пущенная шайба легко может отразиться от ваших фигур в ворота, в том числе верхом.
Если соперник бьет опорной ногой центра, следите за расположением свободной ноги: именно ею удобно направлять шайбу при сильном ударе. Свободная нога сбоку фигуры — шайба будет направляться в тот же угол, к которому развернута свободная нога; свободная нога развернута вперед — шайба будет направлена в противоположный угол. Как правило, «доворотов» при силовом ударе не делают: слишком краткое касание шайбы и фигуры. Конечно, надо иметь в виду, что некоторые игроки направляют шайбу при ударе не свободной ногой, а клюшкой — в этом случае клюшка, как правило, развернута вперед; слегка — значит шайба пойдет в «ближний» угол, почти точно вперед — шайба будет направлена в противоположный угол.
Более надежной против «силового» игрока является пассивная оборона, в ее адаптивной форме. Дело в том, что силовые удары и броски не слишком точны, и потому достаточно прикрыть вратарем и защитником угрожаемые направления; а быстро изменить направление атаки большинство «силовых» игроков не умеет. Когда они осваивают необходимую для этого технику, они переходят к техничному или спортивному стилю 🙂
Тактический стиль крайне редок. Как правило, его исповедуют люди, одаренные для настольного хоккея — те, у кого специфика НХ «зашита в подкорке» с рождения. Эти игроки быстро понимают, что для успешного применения приема вовсе нет необходимости выполнять его очень быстро и точно: главное — вводящими в заблуждение действиями заставить соперника освободить путь шайбе в ворота 🙂 «Тактик» постоянно «проверяет» своего соперника мелкими движениями фигуры: «А если я покажу пас сюда — ты сдвинешь защитника? поня-а-атно… А сюда? Тоже? Ну, тогда с тобой все ясно, играю вот так и вот сюда.» Игрок тактического стиля способен провести прием, который, казалось бы, полностью перекрыт блокирующими фигурами: «показав» движение в другую сторону, он заставляет соперника убрать блок; «дернув» соперника, вынуждает его чрезмерно рано начать движение блокирующей фигуры. Признаком «тактика» является строго провокативная игра в защите: типичный тактик просто не мыслит себе другого разумного, как они говорят, способа защищаться.
Как бороться с «тактиком»? сделать ставку на скорость и технику, разумеется. Не реагировать на провокации защищающегося соперника, выполнять прием в заранее намеченный угол ворот, вне зависимости от положения фигур защищающегося. Готовить атаку, естественно, стесняя «тактика» и уменьшая количество остающихся у него вариантов защиты. В защите можно попробовать играть провокативно, но в этом случае будьте готовы к тому, что вас полностью переиграют 🙂 Поэтому, про запас, оставьте тупую пассивную защиту — пусть бьет выходы, это наименьшее зло против игрока тактического стиля. Ни в коем случае не играйте активную защиту — будете порваны в клочья 🙂
«Трюкачи» не столь редки, как можно предположить. Обычно «трюкач» имеет в своем арсенале несколько необычных приемов, которые забивает почти любому сопернику… пока тот их не запомнит. Опытные игроки запоминают каждый «трюк» после первой же пропущенной шайбы, и больше таким способом не пропускают. Не пропускают потому, что «трюки» не являются общеупотребительными из-за относительной легкости обороны против них: единственное достоинство «трюков» — неожиданность. Поэтому «трюкач» должен иметь в арсенале пять-семь «трюков» только для того, чтобы иметь шансы против среднего мастера; чтобы успешно играть с топовыми игроками, надо располагать 12-15 необычными приемами. Что непросто, и потому на высшем уровне «трюкачей» встретить можно редко.
«Трюкача» можно заподозрить по «странному» поведению за поляной: он долго удерживает шайбу у каждой фигуры, делает непонятные движения, сдвигая ее вправо-влево, потом — вдруг — переводя ее к другой фигуре, где снова начинается этот странный «танец». Странный он только для вас: «трюкач» пытается найти такое положение шайбы, которое позволит выполнить «трюк», который вы не знаете. Но ваши фигуры — вот незадача! — в своем простом и естественном положении мешают ему провести свой супер-прием; и вот, разочаровавшись в возможности выполнить «трюк» этой фигурой с этого места, он переводит шайбу в другую позицию.
Бороться с «трюкачом» несложно: следите за его действиями, требуйте прекратить пассивную игру… и наказывайте. «Трюк», выполненный из неудачного положения, как правило, заканчивается потерей шайбы — самое время ее «ввалить» в ворота, которые «трюкач» оставил плохо защищенными, готовя свое представление. Следите, какие штыри он держит в руках, и его трюк не станет для вас неожиданностью. В атаке играйте подчеркнуто просто, это деморализует «трюкача».
Вероятно, можно найти и другие стили; довольно многие игроки объединяют в своей игре несколько стилей, обычно как следствие переучивания с «необычного» стиля на один из стандартных — техничный или спортивный. Элементы нестандартных стилей стоит взять на вооружение: вовремя выполненный «трюк» может деморализовать соперника, а мощный силовой элемент подчеркнет ваше преимущество. Скоростной стиль вряд ли можно рекомендовать для постоянного применения, но тренировки в скоростном стиле чрезвычайно полезны для контроля шайбы; а в игре элементы скоростного стиля хорошо применять для удержания шайбы в конце игры. Ну и тактические методы нужно по меньшей мере хорошо изучить…
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны 🙂
Специально к свежему выпуску СтиГазеты Пётр сделал дополнение.
По части «спортивного» и «техничного» стилей: большинство игроков мастерского уровня и выше объединяют черты этих стилей. У кого-то сильнее «спортивная» сторона, у кого-то — «техническая». Вот, к примеру, Руднев — почти предельно «технический» игрок, но он все больше двигается в «спортивную» сторону, по мере улучшения его игры.
«Скоростные» игроки — те же, что и раньше: Скоробогатов, Марголис, Милорадов-младший. Наверное, можно назвать еще несколько фамилий, если постараться. Катков, к примеру, из тех, с кем я постоянно играю.
«Силовой» стиль потихоньку отмирает. Оно и понятно, по мере роста общего уровня игроков добиваться успеха «силовыми» методами становится все труднее и труднее. Единственный человек, который вообще чего-то добился, играя в этом стиле — Самсонов; но он сейчас практически совсем бросил «силовые» замашки. То же самое относится к Меграбяну и Короткому-старшему: они раньше постоянно использовали силовые элементы в игре, а сейчас почти совсем нет.
«Тактики», наоборот, растут численно, но очень медленно. Из последних «поступлений» в эту категорию — Володя Гончаров. Очень сильный игрок, по мере того, как будет расти его техника (а ей еще ого-го сколько расти), он будет подниматься все выше и выше — до первой двадцатки мирового рейтинга.
«Трюкачи» — тоже вымирают. Оно и понятно, на придумывание и освоение трюка уходит море времени, за это время проще разучить стандартную комбинацию или финт. Даже Бьярне Аксельсен, «знамя» трюкового движения, почти не блажит в последние пару лет…
Вот примерно так обстоят дела сейчас. Не исключаю (вот есть у меня на это основания), что «силовой» и «трюковый» стили ждёт некоторое возрождение, но не думаю, что надолго и на самом высоком уровне.
Вот такие разные критерии у опрошенных оппонентов. Подводить к общему знаменателю мы не будем – не математикой занимаемся. А почитать любопытно. Каждый, наверняка, найдёт что-то общее и со своими рассуждениями на эту тему.
Виталий Скоробогатов
|