№25
11.02.2011

ЕСТЬ ТАКАЯ ИГРА —
НАСТОЛЬНЫЙ ХОККЕЙ

Аналитика

Тему опроса для свежего номера СтиГазеты подсказало успешное выступление наших юниоров на прошедшем Шведиш Мастерс.
За последний год сразу несколько питерских юниоров пробились на вершину российского нахока: Олег Дмитриченко, Олег Ортинов, Павел Городницкий, Максим Борисов. В данном опросе мы и попытались выяснить причины подобного взлёта и перспективы этих юниоров.

Первым на вопрос СтиГазеты ответил многократный чемпион России и чемпион Европы-2006 Алексей Захаров: «В первую очередь хочу заметить, что у них нет страха перед более сильными игроками. Это ведь важно, тогда можно бороться и учиться на ошибках. Они все очень разные и по игре и по жизни. Тем не менее, думаю, в скором времени они будут в сборной. Время расставит всех на места:)

Затем к диалогу подключились лучшие питерские юниоры прошлых лет, победители Детского Кубка Павел Шадрин, Антон Легков и Мария Ялбачева.

 Павел Шадрин: Олег Дмитриченко сразу взялся за дело серьёзно. Насколько я знаю, он даже сам тренировался дома перед тем, как в первый раз появиться на официальном турнире. Его главным преимуществом перед любым другим игроком, как мне кажется, является то, что он способен впитывать всё как «губка». Стоит ему увидеть какой-то интересный элемент (игровой или тактический) в в чьём-то исполнении, он его запоминает, тренирует немного и уже исполняет на хорошем уровне. Также в успехах Олега есть огромный вклад Андрея Воскобойникова, который много чего рассказал, показал и научил. А Олег тут же «впитал» 🙂
Насчёт Паши, Олега Ортинова и Макса: парни очень серьёзно увлеклись нахоком и похоже, что много времени уделяют тренировкам, но это предположение;) Может они и не тренируются вовсе)
Да и ещё один важный момент: у все четверо пока что учатся в школе, поэтому не так обременены делами. Это тоже небольшой плюсик.

Антон Легков: Их прогресс связан, прежде всего, с огромным желанием. В настольном хоккее они могут реализовать себя. К тому же у них есть время, которое они могут (да не могут, а вкладывают) в многочасовые тренировки. Для них настольный хоккей — спорт, чего не скажешь о многих других любителях этой игры.
Они будут расти. И как игроки, и как личности. У каждого будут спады и подъемы. Кто-то может и уйдет, как, например, Катульский в свое время. Неизвестно, что будет дальше. Как судьба повернется, так и будет.
Безусловно, потенциал у них у всех громадный. Кто будет больше тратить время на нх, тот и будет на вершине не только российского нх, но и мирового.

Мария Ялбачева: тем, что тренируются. Вообще…все началось с появления Олега Дмитриченко. Он стал своеобразным катализатором. Ведь Олег сразу заинтересовался, начал тренироваться, быстро прогрессировать. Насколько мне известно, Паша Городницкий начал серьезнее относиться и к тренировкам, и к хоккею именно потому, что появился новый юниор, который с нуля вскоре начал доставлять немало проблем. Некая ревность, назовем это так) Мол, какой-то парень появился, начал напрягать, обыгрывать. Отсюда пошло более серьезное отношению у Пашки к хоккею. В то же время появился не менее заинтересованный Олег Ортинов. Максим же вообще всплыл из небытия. Когда я только пришла в хоккей, он уже был кем-то вроде звезды детских кубков. До сих пор помню красную футболку с кубком Стэнли и кэпку «Детройта», вроде. Но как-то время шло, Вася Люторович, я, Паша, Ваня Пекарский уже участвовали во взрослых турнирах, а Макс только в ДК. Честно говоря, думала, что он так вечно и останется там вариться. Поэтому его появление в прошлом году на ОЧРе очень сильно удивило. Не знаю, почему он вдруг так стал относиться к хоккею, но сейчас его попадание в вышку уже никого не удивляет. А Европа была вопросом времени. Короче говоря, вот всё взялось и сложилось! У ребят появился интерес (они оказались в хоккее) + нереальная юниорская конкуренция. Где еще в МИРЕ вы такую увидите? Каждый хочет на фоне другого что-то доказать. Результат на лицо: в первой мировой юниорской десятке 6 россиян, из них 5(!!!!!!) из Питера.
Перспективы…хех. Мне кажется, или основная сборная в ближайшие сезоны может наполовину состоять из питерцев. А ведь еще есть Титов, Киселев, Воскобойников, Маслобоев. Тут уже до питерской монополии в сборной недалеко=) В общем, если тренироваться не перестанут и не пропадет интерес/азарт, то… Загадывать конкретно не могу, но что-то большое можно обещать. Уверена)

Дальше своё мнение высказали опытные российские игроки.

Александр Косырев: Объяснение очень простое. Ребята далеко не копыторукие, с мозгами. Желание расти у них присутствует. Как это правильно делать, сейчас гораздо понятней, чем было в наш доисторический период. Есть и те, кто может подсказать что-нибудь умное. Вот и результат. Перспективы зависят только от них. Вопрос желания.

Мария Милорадова: Мне тяжело анализировать на эту тему. Но думаю, как бы это ни банально звучало, что если есть у людей интерес, возможности, время – это и есть главный показатель для движения на вершину. Ключевое здесь именно юниоры. Лет 5-6 назад нынешние не юниоры также были фаворитами и в России, и в мире. Отсюда вытекает и спад этих игроков в настоящее время – времени нет. Юниоры по больше части школьники, реже еще студенты. Не спорю, что и в школах сейчас полно заморочек, но это все же не так, как у взрослых, работающих. У них появился шанс реализовать себя в нх, зарекомендовать себя в нем. Они им воспользовались. Ведь сейчас по большей степени молодежь теряет время у компьютера, в интернете. Главное, чтобы ребята не потеряли эти возможности, а стремились к вершинам не только российским, но и мировым. Про перспективы. я думаю, что с такими устремленными юниорами мы станем самой сильнейшей державой в нх и будет это удерживать. Хочется очень в это верить. Главное, чтобы стремление не пропало и не иссяк запас юниоров в будущем.

Пётр Можаев: О-о-о, это почти любимая моя тема 🙂 Как раз после SM думал об этом 🙂
Надо сперва признаться, что я ждал такого появления серии новых топовых игроков из одного места… вот только думал, что это произойдет в Латвии (там подрастало сразу четыре очень перспективных парня, и еще один добавился совсем недавно), или в Чехии (их поменьше, но они уже начинали «подпирать» топов — а получился один Тмей, который «топом» является с некоторой натяжкой).
Что нужно для быстрого прогресса игрока и достижения высокого класса игры? во-первых, много времени и энтузиазма. Это первое требование почти 100%-но отсекает всех, кроме старшеклассников (и, иногда, студентов первых курсов).
Во-вторых, нужны сильные соперники того же возраста, «конкуренты», которые будут поддерживать этот энтузиазм своим прогрессом.
В-третьих, необходимы «наставники», причем класс наставника в значительной мере определяет, насколько высоко поднимается ученик.
Если мы внимательно посмотрим на «топовых» игроков, появившихся в последние годы, то увидим: Силис вырос за счет конкурента/наставника Цайца, Лампи — за счет конкурента/наставника Нуттунена. Прогресс Тмея на 90% связан с наличием Лукаша Туроня, и ограниченность этого прогресса — тоже с ограниченностью игры Туроня. Это объясняет и относительно небыстрый прогресс остальных талантливых молодых чехов, им не на кого равняться.
В Латвии рост нового поколения затормозился из-за того, что и Цайц, и Силис отошли от каждодневных тренировок и турниров. Снова, нет «наставника», который подтягивал бы молодежь к своему уровню.
В этом плане практически идеальная ситуация сложилась в Питере. Во-первых, есть целая группа сильных молодых игроков, растущих (в игровом плане) вместе, и подхлестывающих друг друга своим ростом. Во-вторых, есть сильные наставники — речь в первую очередь, конечно, о Воскобойникове и Киселеве, но и остальные питерские возрастные игроки могут многому научить. В-третьих, есть возможность выезжать на этапы ОЧР и ОКР, и «равнять» свое мастерство по лучшим игрокам мира, Янисе, Лёше и Ване.
Вот и результат.
Почему медленнее растут московские юниоры? думаю, проблема в наставниках. Ни Зайцев с Косыревым, ни, тем более, мы с Бутовым — не того класса игроки, чтобы поднять молодежь до «топового» уровня. Плюс меньше масштабных еженедельных спарринг-турниров, на которых можно проверять свои новые навыки.
Перспективы. Напишу это специально, чтобы задеть и подстегнуть 🙂 ИМХО, у всех питерских звёздочек уже наметилось замедление роста и удовлетворенность достигнутым. Это пока ещё не окончательная остановка в росте, но тенденция заметна. Пока я не вижу среди нового поколения лидеров российского НХ кого-то, кто вывел бы игру на другой уровень, или, хотя бы, поднялся до уровня Нуттунена (и Цайца двух-трехлетней давности). Будем надеяться, кто-то меня опровергнет… но пока похоже, что все питерские юниоры превзойдут Петра Тмея, но не достигнут Яниса. Или, в лучшем случае, доберутся до уровня Яниса.

Дмитрий Белавин: «Эти юниоры сейчас находятся в самом благодатном возрасте для достижения всех своих максимально возможных результатов. В этом возрасте они уже достаточно физически развиты, координированы и ловки. В этом возрасте на своей вершине были Сапожников, Милорадов. Захаровы были непобедимы. Прогресс до максимума Кошмана и Зарипова. Тогда блистала Белка, сейчас ЯМаша. И, продолжая эту последовательность, у этих наших питерских юниоров есть не больше двух лет, за которые им надо добиться максимума. Сейчас они в стадии движения наверх, не стеснены временем и заботами, которые могут их отвлечь от многочасовых ежедневных тренировок. Вдобавок ко всему они находятся в стае, в обойме, которая приумножает их умения и результаты. В этом их огромное преимущество перед тем же Алексеем Шикериным. Кстати, ещё один огромный плюс и потенциал для их достижений, это как раз общий уровень нахока в их окружении. В Питере он сейчас самый высокий в России. Поэтому у питерской молодёжи самые лучшие условия для достижений наивысших результатов в кратчайшие сроки. Ни у Мирова с Миралиевым, ни у Шикерина, ни у куропаток, ни у кого другого даже из московского региона нет таких уникальных условий для быстрого роста и правильного развития. Кстати, следующими, кто через два-три года смог бы их заменить на таком же «быстром» взлёте, могут стать именно питерские ребята Саша Павлов, Игорь Петров, Женя Пипченко, Артём Малыгин, Вася Посредников. Есть ещё несколько перспективных подростков. Хотя, очень многое здесь будет зависеть и от отношения родителей к увлечению их детей НХ. Возвращаясь к обсуждаемой «золотой» четвёрке, надо отметить, что Максим и Павел в НХ уже очень давно, а два Олега достаточно талантливы и серьёзны. Всё это в сочетании с идеальными НХ условиями в Питере и привело их на вершину славы, ввело в клуб топовых российских игроков. Поэтому, пока результаты не приелись, пока есть резерв для их улучшения, пока есть время и возможности, пока усилия направлены для движения вверх, пока ещё интересно многое, пока они в разряде новичков и сенсаций, надо брать как можно больше и как можно быстрее.»

Александр Озеров: Отлично, что есть молодые прогрессирующие игроки. Они как раз в том возрасте, когда, если заниматься, происходит прорыв. Не знаю, как далеко они взлетят. Кого-то точно остановят. Олегу Ортинову нужно еще поработать :)) Еще раз 100 баллов Питеру за его систему поиска и взращивания «звезд».

Взглянул на вопрос с другой стороны — из соседней Украины — Михаил Спиваковский: Секрет достаточно прост. Во-первых, на благодатной почве и семена приносят плоды гораздо быстрее. Во-вторых, по закону диалектики, количество всегда переходит в качество. В-третьих, конкуренция порождает прогресс. Почву в Питере удобрил Виталий Скоробогатов, при участии других тренеров и энтузиастов – Ирины Белавиной, Антона Киселева и Андрея Воскобойникова. Из большого числа их селекционных находок выросло несколько поколений сильных молодых игроков. Двигаясь вместе к вершинам, равняясь друг на друга, они искали стимулы для роста.
Первой такой волной было поколение самого Воскобойникова и его друзей-одноклубников – Антона Легкова, Павла Шадрина, Алексии Белавиной, Александра Березкина. Очень большие надежды подавали Виктор Вагисаров и Василий Люторович. Затем оглушительно выстрелила Мария Ялбачева. Сейчас им на смену пришли другие экс-фавориты Детского Кубка — Максим Борисов, Олег Ортинов, поймавший «второе дыхание» Павел Городницкий. Да и имена совсем юных Игоря Петрова, Дарьи Куруч и Леонтия Шуббе для меня уже не пустой звук.
Да и потом НХ-атмосфера в Питере какая-то уникальная. Такая же, как, к примеру, в латышском Инчукалнсе, где процент играющих ребят от общего населения города – рекордный в мире. Я всегда говорил: если бы Женя Левданский жил в Санкт-Петербурге, то прогноз Остермана о будущем чемпионе мира сбылся бы уже через два-три года. Конкурировать с чемпионом Украины при таких условиях, по своему потенциалу, мог бы феноменальный Олег Дмитриченко. И в этом споре победил бы самый фанатичный.

И пару слов от  себя.

В заключении я бы хотел отметить одну немаловажную особенность. Отношение родителей к увлечению ребят настольным хоккеем. Папа Максима – Олег Борисов сам вначале частенько участвовал в питерских турнирах, да и сейчас, когда появилась серия турниров в «Портале», старается их не пропускать. Сергей Дмитриченко – всегда содействовал поездкам Олега на различные турниры, правда, сам пока так и не решился прийти поиграть. Ну а сколько сил и средств вкладывает в настольный хоккей Марк Городницкий и говорить не приходится.
Взять прошлые поколения ведущих российских юниоров – та же картина. Николай Захаров был личным тренером для Лёши и Вани. Валерий Галузо и сейчас один из главных организаторов российских турниров. Александр Михин, Игорь Милорадов, Михаил Сапожников, Дмитрий и Ирина Белавины всегда с удовольствием играли на «Стиге». Вот где один из залогов успеха юниоров.

Виталий Скоробогатов