За прошедший период отсутствия СтиГазеты в мире успела ярко засиять звезда латвийского коллектива «Лаймите», ставшего трёхкратным чемпионом мира!
Большому кораблю – большое плавание, большой команде – большое повествование. Сразу в двух частях от двух авторов. О внутрилатвийском периоде расскажет Эгил Белшевиц, о международных успехах поведает Виталий Скоробогатов.

Эгил Белшевиц

Laimīte: история успеха,

или как успех приходит сам в те места, где его впускают.

С грозным чавканием шёл по латвийскому настольнохоккейному болоту 2001 год. Уже заработали поставленные в 2000 году отсасыватели тины; уже обнажились обглоданные чудищами болотными мастера древних времён, казавшимися незыблемыми колоссами в ту эпоху три года назад; уже Ёран Магна стал намекать своим викингам, что восток алеет. Третья Эпоха готовилась к старту. Никто не помнил и не желал помнить первую, в которой Ира Гитлер с друзьями устроила первый чемпионат мира в Нью-Йорке аж в лохматом 1971 году; западнее Понта Балтийского ещё безудержно понтовались викинги, верившие в то, что Швед Один будет вечно господствовать над этим бренным миром. Но над пивной столицей вселенной виндавские фанаты уже подняли латвийский флаг, и новоявленные варвары, заменяющие умение настырностью и фанатизмом, впервые явились на богемианский чемпионат мира и заняли там вполне пристойные места для первого раза.

В этой торжественно-мифородной обстановке настольный хоккей как спорт появился в детско-юношеском центре «Лаймите» (или «Лаймиитэ», если не в стандартной, а в фонетической транскриции, в переводе — «Счастьюшко»). Изначально он пребывал в игровой комнате этого клуба в отдалённом рижском районе у промзоны Саркандаугавы («Красной Двины»). Но интерес и азарт игроков у НХ той осенью стал сильно превышать обычную норму, что приводило к износу инвентаря. Ситуация была замечена сверху и решена совершенно нетипичным для нашего бюрократизма методом: инвентарь решили обновлять и позволять на нём играть ещё больше. Следует напомнить, что в то время ни о каком статусе вида спорта речи не шло и тем самим, всё держалось на доброй воле нескольких людей. В «Лаймиитэ» первым из этих людей была Лига Озолиня, однако она не смогла бы это протолкнуть без понимания сверху. И был Райвис Стернатс, который приходил тренировать юнцов — и устраивать им турниры. Ваш корреспондент тоже помогал (в основном, таскать тяжести, писать результаты и напоминать обо всём забытом), но в основном дело было на Райвисе. Печатались дипломы на ксероксе для всех участников, в призах конфеты от щедрот детского центра, короче, всё, что могут сделать несколько людей, не готовых погружаться в серьёзные личные расходы. В рейтинговых турнирах местные не участвовали и было неочевидно, что когда-либо станут участвовать.

И настал тот осенний день, когда настольный хоккей в «Лаймите» привлёк Эдгара Цайца. Строго говоря, ничего великого в тот первый момент особо не просматривалось, да и не было. Мозгов несколько больше чем положено по возрасту, злости несколько меньше. Ничего такого. Однако некоторые вещи просто происходят, и бессмысленно потом спрашивать, почему над миром обречённым не вострубил Глас Господень и не возвестил конец и начало. Талант же, начав тренироваться, своё шило в мешке таить не стал. Уже первое появление на рейтинговом турнире — Кубке Риги 2001 года — привела Цайца на 52. место из 156, причём ваш корреспондент занял 51. Это был лучший результат среди игроков «Лаймите», однако в первую сотню Кубка вошли ещё несколько юниоров оттуда. И уже было ясно, что если так пойдёт и дальше, то в итоге «Лаймите» будет очень крута. Во всяком случае, мы с Райвисом с того времени стали так рассчитывать.

Кроме того, появилось намерение использовать помещения самой «Лаймитэ» для серьёзных турниров. Мы уже использовали её для хранения инвентаря, однако соревнования проводили в других местах. Постоянно из-за тесноты это не сложилось, однако, менее крупные встречи вроде подготовки сборной по-прежнему проходят в залах «Лаймите». Видимо, на ситуацию влияло и то, что мама Эдгара преподавала в «Лаймите» английский, но внешне для публики это не проявлялось.

В 2002 году командный чемпионат Риги был заменён командным чемпионатом Латвии, поскольку массированная реклама ФНХ Латвии по школам регионов и турнир школьников, предтеча нынешнего «Сарауй!», принесли свои плоды: Скарайныс в Талси, Калниньш в Инчукалне, Бебрис в Тумшупе и Витолс в Скрунде организовали свои команды. Включилась в игру и «Лаймите», но неудачно — 12. место из 15. Одного лидера в команде оказалось мало. И тут опять же осенью некто на крыльях, сотрясающих основы вечности, принёс в «Лаймите» Атиса Силиса, которого к тому моменту изрядно достал фактор проигрывания старшему брату дома. Атис начал не так грозно, как Эдгарс, отчасти из-за тогдашней нехватки самоконтроля. Но не пришлось долго ждать, когда он стал вторым в «Лаймите»… упс, а тут небольшой облом. Не для него, а для Лаймите. Сверху решили создать для командного чемпионата Латвии отдельную юниорскую сборную, в которую в 2003 году вошёл Цайцс, а Силис вместе с ещё одним воспитанником «Лаймите», Артуром Верчиным, присоединился к Пакису в его команде «Экстремисты». «Лаймите» как команда не была представлена и в 2004 году, в котором Цайцс стал первым номером в Латвии, выиграв и чемпионат и Кубок Риги. На сей раз Цайцс и Силис были в юниорской сборной, а Верчинс и другие «экстремисты» нашли убежище у Белшевица в его «Тёмных лошадках».

Собственно говоря, к тому моменту «Лаймите» сильно потеряла в массовости из-за чудовищной разницы в классе между лидерами и случайно приходящими местными юниорами. В тот момент никто не был готов решать эту проблему либо морально, либо статусно. Цайцс и Силис нередко тренировались вдвоём, не видя смысла играть с кем попало. Поначалу иногда на эти тренировки приглашались и другие вроде Верчина и Белшевица, иногда играл и старший брат Эдгара Гатис, к сожалению для нас, ушедший в более активный спорт. Но через несколько лет этим двоим уже в Латвии стало бессмысленно играть с кем-либо, кроме друг друга.

Ситуация стала уже смешной в 2005 году, когда все трое из «Лаймите» вошли в юниорскую сборную (четвёртым был Смагарс), а сама «Лаймите» снова не смогла собрать команду — точнее, могла, но решила не позориться. Настольный хоккей становился всё более похожим на вид спорта, и из «Лаймите» стало заметнее ворчание о положении, когда лидирующие игроки страны не представляют свой клуб, который обеспечивает им условия тренировок. В 2006 году юниорская сборная победила в чемпионате Латвии (под названием «Fast Goals»), ещё один воспитанник «Лаймите» — Голубев сыграл в тёплой компании Пакиса, Жубецкого и Белшевица. Примерно к тому времени НХ добил себе официальный статус, и пора была кончать с цирком дурацких команд. Процесс несколько затянулся (одна из тогдашних бессмысленных команд, собирающихся из случайной публики на конкретный турнир, формально существует ещё по сей день… правда, практически уже она часть другой), но «Лаймите», во-первых, восстановила вменяемые внутренние соревнования, а во-вторых, отныне присылала команду под своим именем, а не попадающих в состав к себе прибирал тот же Белшевиц или ещё кто-нибудь из голодающих.
Значительную (и недооценённую) помощь тогда нам оказывала одна из старших юниорок — Элина Бутане, сама не бывшая сильным игроком, но поддерживавшая относительный порядок среди младших.

Впрочем, следует заметить, что официально клуб НХ «Лаймите» был создан только в 2016 году, когда Цайцс таки послал соответствующие бумаги в федерацию. До того формально это был кружок при ДЮЦ.

Однако в то же время появилась новая тенденция: приписывать к «Лаймите» сильных игроков, имеющих к ней весьма условное отношение. В 2007-2010 гг., когда «Лаймите» четыре раза подряд становилась чемпионами страны, вместе с «Троицей» за неё играл Вилькьенс, и следует заметить, что за все последовавшие после этого 9 лет «Лаймите» чемпионами страны становилась лишь трижды. Пытаясь добиться титула чемпионов мира, в 2010 на КЧМ «Лаймите» взяла в помощь «вечно второго» Пукинского из Скрунды и Галузо из Питера, но… остались, как ни удивительно при таком кармическом составе, вторыми за Титовско-Захаровско-Петровскими москвичами.

Строго говоря, с этого времени надо бы говорить отдельно о латвийской «Лаймите» и об интернациональной, потому что эти команды имеют между собою мало общего. Если международная версия строится в расчёте на победу, то мотивация местной версии бывает, гммм… разной и не всегда понятной, если не знать местные расклады.

В это же время статус официального вида спорта и умелые манипуляции с лимитами учебных часов привёл к тому, что в «Лаймите» появилась ставка тренера настольного хоккея. Поначалу скорее символическая, но со временем возросшая. Первым казённым тренером «Лаймите» в 2008 году стал Райвис Стернатс, однако хлопоты с прибавлением в семействе заставили его в следующем году передать это дело в руки Эдгара Цайца, который к тому моменту как студент спортивно-педагогической академии имел должное разрешение преподавать.

В 2011 году в Латвии «Лаймите» осталась лишь пятой, оставшись без уехавшего в Англию на несколько лет Силиса (такая миграция туда-обратно часта для совремённой Латвии и вообще шенгенской Европы) и завершившего карьеру Вилькьена, заменив их братьями Лиепинями (Андрис и Эмилс Лиепиньш) и Сандисом Лагздинем. В общем, команда по фамилиям стала несколько деревянной (прибл. Лиепиньш — Липов, Лагздиньш — Орешников). В 2012 году присоединился тогда живший на две страны Биндекранс, в 2013 возвратился Силис, но и это не помогло добиться хоть каких медалей латвийского чемпионата — хотя в 2012 состав интернационального стиля добился-таки титула чемпионов мира, повторив это и в следующие годы. Снова латвийское золото было заполучено в 2014 году, когда в составе, помимо двойки сверхзвёзд, играли Лагздиньш и А. Лиепиньш. И в этом году впервые в истории «Лаймите», основная кузница кадров Риги и чемпионов страны, сумела собрать вторую команду. Впрочем, надолго их не хватило — следующий такой раз наступил только в 2018 году. В тот год «Лаймите» преднамеренно разделилась на две равные команды (плюс две юниорские), тем самим практически сознательно уступая первое место Скрунде. Обе команды — Цайца и Силиса — ещё учинили на турнире большой спор о праведности некоего гола, который окружающие в лице меня комментировали, что только жалобы двух команд «Лаймите» друг на друга в правлении федерации и не хватало для полного счастья. Впрочем, до личностей и федерации спор не дошёл и угас при розыгрыше дерь… ох сорри, золотого гола. В следующем году такого странного вида раздела уже не произошло, и команды «Лаймите» выиграли как основной, так и юниорский чемпионаты.

Формально, клуб сейчас представляют 28 игроков. Однако большинство из них уже неактивны, а двое шведов, Биндекранс и Хансон, играют за него лишь на ЧМ, и то не всегда. Практический состав «Лаймите» — это Цайцс, Силис, Лагздиньш, Миглиниекс (в Латвии команды играют 4:4), запасными юниорами идут Мазурс, Рейнис Лиепиньш, Лагздиня, М. Яксебога. Ещё в команде есть Вилюмс, а из редко играющих как-то можно надеяться на Э. Лиепиня, С. Бружевица и Каужена.

Тренером основной команды «Лаймите» и сборной всё ещё является Цайцс, у которого тренируются и некоторые проживающие в Риге игроки других клубов (и не всегда это на пользу игрокам клуба). Однако он постепенно передаёт это дело Лагздиню, у которого ещё не иссяк энтузиазм, подогреваемый успехами младший сестры. Да и факт, что Лагздиньш на последнем ЧМ оказался выше потерявших мотивацию и Цайца, и Силиса, кое-что значит. Смена поколений в «Лаймите» неизбежна, как и в латвийском нахоке вообще — мы и так с нею затянули,- однако похоже, что она обернётся тяжёлым падением класса игры. Звёзд уровня Цайца и Силиса в Риге не только не просматривается, но не просматривается и шанс кого-либо подняться на эту высоту из-за острой нехватки фанатизма.

 

 

Виталий Скоробогатов 

Laimīte: экспортный вариант, или трёхкратный чемпион мира.

 

В 2012 году Санкт-Петербург получил право на проведение чемпионата мира, но не главного, а для начала – Клубного ЧМ. 13 мая на «Зимнем» стадионе на старт вышло 17 коллективов из 5 ведущих НХ-держав: России, Латвии, Чехии, Финляндии и Украины. Латвия делегировала сразу 3 команды, одной из которых, конечно, стала «Лаймите».

   

Главные конкуренты понесли неожиданные потери: из-за болезней не прибыли в расположение своих команд такие мега-звёзды, как Рони Нуттунен («Галактика») и Эдгарс Цайцс («Лаймите»). «Галактические» успели рекрутировать другого финна – Санту Сайнио, которого в предыдущие годы можно было часто видеть в Петербурге, защищающим цвета финской команды «Талпелан тайга». «Лаймите» в том году усилилось шведом Карлом Биндекрансом и россиянином Янисом Галузо. А вот брешь из-за отсутствия Цайцса пришлось заделывать Артуром Верчинсом, который по звёздности не дотягивал до своих одноклубников, но, как оказалось, стал настоящим джокером, усилия которого помогли латышской команде выиграть мировое первенство!

Поход за золотом «Лаймите» начал с привычного противостояния с «Инчукалнсом», и выиграл 8:6.

4 победы на счету шведа Калле Биндекранса. Неплохо шёл у соперников Карлис Балойдис, разгромивший в 1-м туре Атиса Силиса 9:0. Карлис записал на свой счёт ещё 2 победы, но со шведом не справился.

Во 2-м туре финские «Пульти амигос» неплохо начали матч с «Лаймите». Петрус Миеттинен обыграл Галузо и Биндекранса, но потом его вчистую разнёс Артур Верчинс 5:0, и «друзья» дрогнули. 7:4 – победа «Лаймите».
Затем «Лаймите» без особых проблем обыграли питерский «Котлин» 11:2 и курских «Куропаток» 14:0.

1-я стадия плэй-офф «Лаймите» пропускала, и подключилось с четвертьфинала, где прошла «Лисовых Хащей» 10:6. Дальше была бита чешская «Стига-элитс» 8:4. И в финале ждала «Галактика». Звёздная команда-однодневка, где бок о бок играли Титов и Лампи, Дмитриченко и Чернов, Сайнио и Маслобоев. Настрой на «галактических» у всех команд был особенный. Сначала была заруба с «Северным Сиянием», затем с «Багирой». С боями, но «звёздные» пробились в финал. Сил и эмоций по пути было растрачено немало. На стороне «Лаймите» было и большинство болельщиков.

 

Финал получился достойным главного матча мирового чемпионата. «Галактику» вёл вперёд Олег Дмитриченко, потерявший только 1 очко. А отнял его у чемпиона мира Артур Верчинс! Практически, запасной команды (если бы приехал Цайцс). Артур выдал прекрасный командный матч, пожалуй, затмив даже Олега. Гол-красавец, которым он сравнял счёт с Дмитриченко – достоин видеоповторов. А в сумме у Верчинса 4 очка.
Получив преимущество в одну победу уже в 1-м туре, «Лаймите» до конца смогли удержать соперника на этой дистанции «вытянутой руки». 7:6. Интернационал из латышей, россиянина и шведа стали чемпионами мира 2012 года.
Состав чемпионов — команды-мечты «Лаймите»: Атис Силис, Янис Галузо, Карл Биндекранс и Артур Верчинс.

Через 2 года в чешском городе Летовице «Лаймите» отстояли свой чемпионский титул, обыграв в финале команду, снова ведомую Олегом Дмитриченко. На этот раз – «Цитрус-Арт». Партнёры у Олега поменялись. Это была наполовину «Пирамида» с Воскобойниковым и Легковым. А также Герасимов, Чернов и идейный вдохновитель очередного звёздного проекта – легенда питерского нахока Александр Минченко.
К чемпионскому составу двухгодичной давности добавился только Цайцс, и этого вполне хватило для удержания титула.

В январе 2016 года Клубный Чемпионат мира принимал Курск. Александр Макушкин и его команда организаторов давно заслужила уважение за свой огромный вклад в развитие настольного хоккея, превращая каждый турнир в Курске в настоящий праздник. Где чувствуется размах, где запоминаются не только игры, но и обрамляющие турнир мероприятия, такие как шоу «Матч звёзд» и хоккейные поединки на льду.
«Лаймите» приехала в Россию без шведа Биндекранса и завершившего карьеру Верчинса. Их места заняли: ученик Цайцса – Сандис-Кристапс Лагздыньш и сын Романа Блюменталя – Эдуард.
В четвертьфинале «Лаймите» за три тура управились с «Торосом» 8:1. «Торос» запомнил.
Не без проблем латыши пробились в финал. «Багира» смогла навязать борьбу. Хотя, если вспомнить вечер накануне, то в фавориты можно было записать москвичей. Ведь братья Захаровы пробились в призёры. Напротив, Силис не показал достойной игры, а Цайцс вообще заканчивал день, принимая лекарства.


Но ночь прошла, и латышские звёзды горели желанием реабилитироваться.
С «Багирой» вышла хорошая заруба. Алексей Захаров снова был хорош, взяв 7 из 8. Но в рядах латвийской команды результат давали сразу трое – Цайцс и Галузо по 6 очков, Силис 5. Вот и общая победа образовалась. 7:5.
В финале с «Северным Сиянием» «Лаймите» досрочно оформило своё третье чемпионство. 11:3.
Янис Галузо выиграл все матчи. Цайцс взял 7 из 8.

 

В 2018 году Клубный Чемпионат мира впервые пожаловал в Латвию. Рига к этому времени уже напроводилась разных чемпионатов мира и Европы, Инчукалнс заманивал к себе этапы Мирового тура. А тут ещё Екабпилс набрался сил, и старался заявить о себе мировому сообществу.
В скромный городок, расположенный недалеко от российской границы, нагрянули 23 команды из 5 стран. «Лаймите», конечно, считалась фаворитом номер 1. Но громкий проект подготовил Евгений Соловьёв, объединивший под знамёна «Ники» звёзд первой величины из разных стран. Эдакая сборная мира, где встретились финн Кевин Эрикссон, шведы Оскар Хенрикссон и Мартин Аренлинд, россияне Янис Галузо, Андрей Воскобойников и Павел Городницкий. Просто бомба. Но в четвертьфинале вылетели от «Тороса». В группе «Лаймите» обыграла «Торос» 9:7, и в финале они снова встретились.

Местные болельщики ждали от «Лаймите» победы.
Но «Торос» — свежей, голодней до побед. Наступает звёздный час Вениамина Герасимова. 4 победы! По 2 победы добавили Столяров и Жолобов. 2 важные ничьи добыл Дмитрий Петров. Тот самый Петров, что и 8 лет назад уже обыгрывал «Лаймите» в финале! «Торос» — чемпион.
Вернёт ли «Лаймите» утраченный титул весной 2020 года, или победный цикл великой команды на этом и закончится?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *